Неусвоенный урок России
2 774

Неусвоенный урок России

Читайте новую статью Л.Панова. БулатОкуджава:«То,что мы строили противоестественное, противоречащее всем законам природы и истории общество и сами того не понимали.Более того,до сих пор по-настоящему степень этой беды мы не осознали…пока все это будет у нас в крови,ничего не изменится,психология большевизма будет и дальше губить нас и наших детей»

История последних столетий наглядно показала и доказала, что человек обладающий частной собственностью и землей в условиях свободного рынка приобретает экономическую и политическую свободу для обеспечения будущего себя, своей семьи и социально-экономического благополучия государства.

После 1917 года, большевики превратившие марксизм в идеологию преобразований общества, обходили молчанием или охаивали все, что не совпадало с их представлениями о свободе и благополучии людей в других странах и принципах её достижения, в том числе и о протестантизме.

 

Неизвестное об известном.

Значение эпохи Возрождения для развития человеческой цивилизации трудно переоценить. Она привлекала и привлекает к себе внимание представителей научного и культурного круга людей самим фактом того, что народы ряда европейских стран за несколько столетий пересмотрели смысл человеческой жизни. Они обнаружили в ней гуманистические начала веры в интеллектуальные и физические возможности человека для совершенства, окружавшей его духовной и материальной жизни.

Если в прежние времена земная жизнь считалась, лишь подготовкой к загробной жизни, в эпоху Возрождения в полной мере человек осознал необходимость обретения вкуса и радости от самой жизни.

Под влиянием этих факторов в XVI веке возникло новое церковное направление христианства – протестантизм, которое К.Маркс назвал «буржуазной разновидностью христианства».

Идеологи и последователи протестантизма были убеждены в том, что человек должен искать смысл своего существования не в молитвах, но в самом служении окружающему миру, а в связи с Богом, без посредничества духовенства католической или православной церкви.

Смысл новаторской сущности идеологии протестантизма заключается в большем внимании к интересам и запросам живого человека. Протестантизм сумел заметно потеснить влияние римско-католической церкви и стать знаменем великих буржуазных революций в Северной Европе только потому, что его идеология открывала путь к повышению требований к экономической и политической свободе человеческой личности. Протестантизм поощрял неустанный труд, деловую активность, предприимчивость. Его этика оправдывала полученные трудом частные доходы и негативно относилась к бедности и нищете, считая их проявлением таких пороков как праздность и лень.

Тем самым протестантизм способствовал формированию общества, которое сегодня называют капиталистическим или индустриальным и распространению не только в Европе, но и в других странах мира.

Протестантизм распространился и окреп в скандинавских странах, Англии, Германии и США.

В настоящее время его исповедует 800 млн. человек в 92 странах мира.

От эпохи Возрождения к эпохе просвещенного абсолютизма

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть.

«Просветительская» литература XVIII века не только ставила задачу критики старых порядков: стремления философов и политиков того времени сходились в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства.

Просвещенный абсолютизм отразил эпоху антагонизма между духовной и светской властью в ряде стран Европы в середине XVIII века. Он относился отрицательно к традициям католицизма, защищая права светского государства от клерикальной опеки: уничтожались монастыри, а их имения переводили в казну. Духовенство было обложено податями. Правители вынуждены были бороться с остатками феодализма.

В повестку дня общества был впервые поставлен крестьянский вопрос. Литераторы и просветители требовали уничтожения рабства и прекращения крепостных отношений.

Наиболее объемно и последовательно эти реформаторские преобразования были проведены в Пруссии.

Одной из основных черт просвещенного абсолютизма был союз монархов и философов, желавших подчинить государство чистому разуму.

Король Пруссии Фридрих II, справедливо впоследствии, получивший приставку Великий(1712- 1786 г., годы правления 1740 – 1786 г.) удачно сочетал в себе обе эти ипостаси.

Пруссия была одной из стран Европы, в которой идеология протестантизма нашла надежную почву. Это облегчило королю поиск понимания у помещиков и крестьян о необходимости реформирования.

Первым шагом Фридриха после прихода к власти была отмена пыток

3 июля 1740 г.

Позже совместно с фон Кармером он разрабатывает новые законы «Всеобщее гражданское право» и «Общий порядок судопроизводства».

Фридрих был убежден, что экономика может быть устойчивой только тогда, когда серебро и золото удерживается в стране и только это может способствовать развитию промышленных производств и сельского хозяйства.

Самое пристальное внимание весь период своего правления он отдавал проблеме улучшения положения использования земли и крестьянства.

Он говорил, что « в земледелии состоит истинное богатство земли».

«Знайте,- говорил король своим подданным, - самый последний крестьянин и нищий - такой же человек как и король».

В Англию была направлена им группа молодых людей для изучения способов и приемов разумного поднятия сельского хозяйства.

Фридрих писал: «Во многих европейских государствах находятся такие провинции, жители которых будучи привязанными к земле, являются невольниками владельцев. Такое состояние самое печальное и более всего обижает человечество. Ни один человек не рожден быть рабом себе подобного».

В 40-е и 50-е годы Фридрих принимает деятельное участие в строительстве каналов, с помощью которых осушались обширные заброшенные территории болот вокруг реки Одер и заселялись крестьянами.

Всего было создано 280 деревень.

Под угрозой огромных штрафов Фридрих запрещал помещикам сносить крестьянские дворы.

Во время Семилетней войны преследование протестантов усилилось в католических землях и жертвы гонений толпами устремились под защиту Фридриха. Именно они заселяли новые земли.

Он был убежден, что в сельском хозяйстве общественная собственность вредна общественной пользе.

Им были посланы комиссары юстиции и экономики, которые разделили луга и пашни, находившиеся в неразделенном состоянии. Не все и не сразу удавалось сделать, «но вскоре разделение пастбищ и пашни было произведено во всех провинциях»[1].

Фридрих был убежден, что переход на хуторскую систему хозяйствования всего сельскохозяйственного производства обернется экономической выгодой для крестьян, а значит и для страны.

Он постоянно прибегал к повторению этой истины перед крестьянами и помещиками до тех пор, пока не сумел решить проблему наделения крестьян правом собственности на землю. Активно вел атаку в государственном масштабе на ликвидацию чересполосицы крестьянских и помещичьих земель.

Он приказывал:

«При разделении чересполосной земли каждый хозяин должен получить землю в единой меже, бедные люди, по возможности, ближе к селению»[2].

Король создавал хлебные магазины в каждом городе и селе. И когда в

1771-1772 гг. страны Европы страдали от неурожая, Пруссия помогла пострадавшим государствам из созданных запасов.

В период своего правления Фридрих последовательно и целенаправленно добивался установления правового паритета между помещиками и крестьянами.

В 1773 году были созданы урбаниальные комиссии, имевшие право в течение года составлять акты о взаимных обязательствах крестьян и помещиков[3].

В 1777 г. Фридрих издает указ, по которому земля получала право переходить от отца к детям «в наследственное владение и собственность». Получивший землю должен был выплачивать часть получаемого от хозяйства дохода в пользу братьев и сестер.

Погружением в сельские проблемы Фридрих «заразил» австрийскую монаршую чету Марию-Терезию и Иосифа II.

Фридрих первым в Европе наделил крестьян гражданскими правами и собственностью на землю, передаваемой по наследству, превратив тем самым крестьян в граждан равноправных с другими сословиями прусского общества.

При нем началось всеобщее школьное обучение.

В 1783 г. в Бадене была отменена крепостная зависимость.

На фоне современных экономических и социальных проблем страны при незавершенности земельной реформы, внимание к реформаторской деятельности Фридриха в XVIII веке возрастает, прежде всего, потому, что он был новатором среди европейских монархов.

Он был убежден, что в основе развития человеческой цивилизации и самого государства лежит свободный труд свободного человека на своей земле.

Он писал: «Если земля платит за ввозы больше чем за вывозы, то она скудеет год от года все больше».

Весьма актуальный вывод короля для сложившейся в настоящее время экономической обстановки в России.

С его легкой руки земельные реформы по передаче помещиками земли крестьянам были продолжены в Австрии и в других странах Европы.

К сожалению, когда в Европе все шире утверждались принципы свободы человека, провозглашенные в эпоху Возрождения и распространял свою идеологию протестантизм, в России укреплялась безраздельная власть помещиков над своими крепостными крестьянами, которых, как вещь можно было купить или обменять.

Эпоха Возрождения не зацепила Россию даже краем. Да и возможно ли это было, если все это происходило в огромной по территории стране, лишенной нормальных дорог с суровыми природными и климатическими условиями.

Российские монархи были хорошо информированы о том, что в Европе все шире создаются условия для нормальной жизни простого человека и понимали, что без изменения гражданского и экономического положения крестьянства, отмены крепостного права и наделения их землей, страна лишена условий экономического и культурного развития.

Лучше других об этом знала Екатерина, которая многие годы переписывалась с ФридрихомII, но не могла побороть махровый консерватизм помещиков-крепостников и последствий тирании тоталитарной системы власти.

 

 

Не усвоив уроков прошлого, невозможно двинуться в будущее

 

Следует напомнить, что после отмены крепостного права в 1861 г. Александр II и передовая часть национальной элиты того времени были единодушны с крестьянами в том, что после отмены крепостного права наделение крестьян землей на протяжении полувека считали главной национальной идеей.

За право получить землю на правах собственности крестьяне на протяжении 45 лет платили обязательные платежи, которые в 1906 г. были полностью отменены. С 1 января 1907 г. все крестьяне, составлявшие 83 процента всего населения, стали собственниками своих чересполосных наделов в общинах. Именно потому нужна была земельная реформа, которая путем проведения разверстания, т.е. уничтожения чересполосицы, сводила клочки и полосы каждого хозяина на основании его заявления, в один хуторской или отрубной участок. Реформу организовал и начал П.А.Столыпин и, несмотря на его варварское убийство в 1911 г., его единомышленники успешно проводили на протяжении 10 лет, с 1906 по 1917 г.

Временное правительство, возглавляемое эсером А.Керенским летом 1917 г. остановило реформу.

Большевики «успешно» продолжили этот процесс и отменили право частной собственности на землю для всех сословий, варварски отняв право собственности у крестьян, которые накануне стали её законными собственниками и передали государству.

Земельная реформа, начатая в 90-е годы XX века, также не достигла главной поставленной задачи. С помощью искусственно созданных дискриминационных установок значительная часть крестьян не получила права на землю. Но еще меньше смогла реализовать это право.

В стране, обладающей самой большой площадью «товарной» земли земельная реформа не доведена до логического конца, т.е. не созданы условия заинтересованного развития всего населения, а значит и страны.

В настоящее время в России экономикой правит олигархат, при котором социализм прошлого уже не просматривается, но основное население при очевидном капитализме, остается за бортом деловой жизни, так как без земли и собственности невозможно почувствовать всю его рыночную выгоду.

Территории бывших сел и мелких поселков пустеют без населения, исчезают деревни, школы, поликлиники, больницы и вся социальная среда для нормальной жизни человека. Прежде помещики игнорировали права человека. Сегодня их заменили олигархи.

По уровню жизни и ВВП, приходящегося на одного человека, мы заметно отстаем от развитых европейских государств.

Причины называются разные. Но главная причина в том, что прошедшее столетие страна так и не смогла покончить с остатками крепостного права и наделить землей наследников бывших законных земельных собственников.

Ровно сто лет тому назад большевики незаконно и варварски отняли у крестьян и других сословий землю, собственность и права, без какой-либо финансовой компенсации.

Сегодня ни у кого не оставляет сомнений, что избрание большевиками сто лет тому назад фантомной теории К.Маркса было исторической ошибкой. Именно он завел страну в конце XX века в идеологический, экономический и социальный тупик.

В 1992 г. журнал «Столица» спросил у поэта Булата Окуджавы:

«Что кажется вам самой страшной бедой нашей страны?»

Поэт ответил:

«То, что мы строили противоестественное, противоречащее всем законам природы и истории общество и сами того не понимали. Более того, до сих пор по-настоящему степень этой беды мы не осознали… Мы по-прежнему не умеем уважать человеческую личность, не умеем видеть в ней высшую ценность жизни, и пока все это будет у нас в крови, ничего не изменится, психология большевизма будет и дальше губить нас и наших детей».

 

Для выхода из создавшегося тупика необходимо:

1. Признать выбор марксистской модели для развития страны в 1917 г. грубейшей ошибкой.

2. Признать капитализм универсальной системой развития человечества.

3. В условиях действия рыночных отношений и конкуренции производимых в государстве товаров и услуг, создания в обществе активной экономической и социальной среды для подъема уровня жизни населения и всей страны, передать бесплатно в частную собственность каждой семьи земельный надел.

4. С целью определения числа семей заинтересованных в проведении земельной реформы, провести всеобщую перепись населения.

5. Для реализации этой программы создать Банк Возрождения России, с филиалами в каждом субъекте РФ и на муниципальном уровне, на которые возложить обязанность создания необходимого объема финансовых средств и проведения всех мероприятий реформы, а также для организации продажи собственникам земли машин и механизмов для организации фермерского или хуторского хозяйства, а также строительства домов, дорог и социальных учреждений, школ, медицинских учреждений и т.п.

7. В связи с тем, что 100 лет тому назад земля изымалась у собственников, выделять землю и проводить землеотводы новым собственникам за счет государства.

Всем тем, кто увидит в таком предложении абсурд или бессмысленность следует еще раз напомнить, что большевики в 1917 году отняли у всех сословий всё, чем они обладали без какой-либо компенсации.

Это был акт открытого грабежа, равносильного варварству.

Для успешного развития общества и государства необходимо этот факт публично осознать и сделать необходимые выводы.

 

Леонид Панов

 

3 июня 2017 г.

 

 

 

[1] Оставшиеся творения Фридриха Второго короля прусского. СПб. 1789-1791. Восемь томов. Перевел Кирияк. Т.5.с118

[2] П.М.Лохтин. К вопросу о реформе сельского быта крестьян. М.1902.с.5

[3] И.И.Костюшко. Прусская аграрная реформа. М.1989.с.30.

Комментарии

Комментарий удалён
Комментарий удалён
Последние новости
В начале октября, во время празднования в Москве "Золотой осени", состоялась встреча сопредседателя…
Трехминутный фрагмент выпуска новостей, в котором Василий Мельниченко рассказал о политики чиновников, направленной…
Побывав в сельских районах Индии, обозреватель издания «АиФ» убедился: даже страна с гигантским…